Консультация для родителей
«Правовые основы противодействия коррупции.
Антикоррупционная политика в области образования»
Сентябрь 2023 год
web-сайт – http://ds0001.kokshetau.aqmoedu.kz/
Цель: систематизировать представление о правовых основах противодействий коррупции и антикоррупционной политики в области образования.
В словаре русского языка Ожегова коррупция трактуется как "моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".
Международные нормативно-правовые акты трактуют понятие коррупции как злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Безусловно, данное понятие шире, чем определение законодательства, это позволяет охватить больший круг противоправных деяний.
Современные исследователи стремятся уточнить содержание понятия «коррупция», проанализировать и систематизировать основные подходы к ее исследованию; осуществить типологию коррупционных действий и отношений; охарактеризовать влияние коррупции на функционирование и развитие общественных систем; раскрыть социокультурные основания коррупционных действий и отношений в современном Казахстане; проанализировать и систематизировать формы проявления коррупции в современном обществе; оценить праксеологические возможности различных антикоррупционных концепций и программ.
Коррупция, рассматриваемая в первую очередь, как социальный феномен, представляет собой использование государственными служащими их должностного положения в личных корыстных целях и приносящее ущерб государственным и общественным интересам. Она является специфическим компонентом изменчивой структуры отношений между государством и обществом.
Аномально высокий уровень развития коррупционных отношений в современном мире обусловлен как жестким доминированием, господством интересов государственного аппарата над интересами общественных (гражданских) структур и частных лиц, так и доминирующими в общественном сознании субъективными оценками и ценностными установками, рассматривающими совершение коррупционных действий в качестве обычного, «нормального» вида поведения.
Нынешний этап развития системы властных отношений в обществе характеризуется воспроизводством множества форм проявления коррупционной деятельности, к которым относятся взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм (использование личных связей и влияния), коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и - политическая коррупция. Наличие этого видового многообразия коррупционных моделей и их устойчивого воспроизводства в значительной степени задано теми социокультурными основаниями, которые следует учитывать в процессе реализации антикоррупционной деятельности в современном обществе.
Виды действий квалифицируемых как взяточничество.
Уголовную ответственность влечет взятка, которая может быть как явной, так и прикрытой (замаскированной, завуалированной).
Прикрытая взятка дается, например, под видом подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».
Если в качестве предмета взятки используются материальные ценности и вещи, оборот которых в РК запрещен или ограничен, это ставит в обязанность правоприменителю дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РК, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот.
Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов.
предмет взятки — драгоценные металлы
Формы коррупционных и экономических преступлений в образовании.
Отмечено, что в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:
– прием в образовательные организации ( школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);
– перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с не освоением ими образовательной программы;
– подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;
– проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕНТ, проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;
– привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;
– распределение государственных заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;
– прием работников в образовательную организацию;
– использование имущества образовательных организаций;
- повышенные коррупционные риски при принятии решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную;
- существенно повышаются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Что относится к основным причинам коррупции в образовании.
Основные причины коррупции в образовании:
- несовершенство законодательства и пробелы правового регулирования в области образования;
- недостатки организационно-контрольных механизмов;
- ряд социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;
- отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;
- неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;
- отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;
- разобщенность школы и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.