«ИГРОТЕКА КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Цель работы с родителями:
· формировать интерес к интеллектуально – познавательному общению с ребёнком и навыки партнёрской деятельности;
· побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада;
· помогать родителям через «включённое» наблюдение увидеть развитие собственного ребёнка, оценить его достижения, выявить его затруднения.
Цель работы с детьми:
· закреплять и обогащать математические и познавательные представления дошкольника;
·развивать умение ребёнка взаимодействовать с партнёром в новой для него ситуации;
· активизировать самостоятельную активность детей;
· закреплять, конкретизировать и расширять знания и умения детей.
Задачи и содержание познавательной игротеки:
- активизировать на разнообразном содержании познавательную активность детей;
- закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире;
- организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Познавательная игротека охватывает самое разнообразное содержание. Здесь представлен и мир природы, и мир человека. Материал игротеки представлен дидактическими и настольно –печатными играми разной направленности; иллюстративным материалом разной тематики; разнообразными коллекциями; оборудованием для элементарногоэкспериментирования и наблюдений. Обязательно предусматриваем место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток. В игротеке планируем разные виды деятельности: различные наблюдения (за растениями, за рыбками, за черепахой и т. д.); проведение элементарных опытов и экспериментов (с песком,глиной, водой, магнитами и т. д.); работу с микроскопами и лупой, различнымиколлекциями; познавательные игры разной тематики.
Задачи и содержание математической игротеки:
- закреплять и обогащать математические представления детей;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, речь;
-совершенствовать представления о сравнении, классификации, символическом изображении и знаках.
«Математическая игротека» организуется в каждой группе детского сада. В ней собраны настольно – печатные игры (лото, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки и пр.), игрушки, наглядные материалы для проведения
разнообразных игр. Все виды игр направлены на решение разнообразных задач развития детей: - уточнение и закрепление представлений о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах; - совершенствование ориентировки во времени и пространстве; - формирование логических операций.
Организация работы игротеки:
В режиме дня выделяется специальное время для организации игротеки, когда все дети в течение 20 минут
могут поиграть в разные игры со сверстниками и педагогом. В игровые группы дети объединяются по желанию. Целесообразно каждую игротеку оживить внесением новой игры. С правилами игры воспитатель заранее знакомит небольшую группу детей (каждую неделю разных), которые в свою очередь будут объяснять игровые правила остальным. Играя в игротеке, происходит развитие объяснительной речи, игровых умений. Детям приходится упражняться в придумывании правил и заданий, выбирать партнёров, согласовывать с ними свои действия, учиться разрешать спорные ситуации. Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает распределить роли, обостряет внимание, настраивает на активность. Дошкольникам предоставляется возможность побывать в роли наставника. Новая для них роль помогает накапливать опыт общения с незнакомыми собеседниками, преодолевать волнение. Обновление содержания игротеки происходит благодаря установленной традиции « Игры в гости
к нам». В день, когда проводится игротека, кто – то из детей приносит из домна неделю свою любимую настольную игру и помещает её в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе. Все желающие могут в свободное время поиграть в неё, после чего она возвращается владельцу. Целесообразно,чтобы ребята приносили игры по очереди, тогда каждую неделю появляется 1-2 новые игры. Сменяемость игр поддерживает интерес детей к ней. Кроме того, игротека выходит за пределы детского сада. Этому способствует ещё традиция – «Игра напрокат». Каждый ребёнок в пятницу берёт из детского сада домой по одной игре, а в понедельник возвращает. Домашнее задание состоит в том, чтобы научить кого – то из близких играть в игру. Таким образом, в
выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий. В обучении используются не только настольные, но и словесные игры, развивающие внимание и сообразительность детей. Например: «Наоборот», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Кто знает пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко». В игротеке можно организовать викторины, игры –соревнования. Родителей приглашают принять в них участие в качестве болельщиков. А главный принцип работы познавательной игротеки в том, что всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей (всё можно потрогать, взять в руки, рассмотреть). Придя в игротеку, дети сами определяют, кто и чем займётся. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».
Развивающая среда игротеки динамична. Она отражает изменения в природе доступные пониманию детей: рассматривание различных объектов, наблюдение, познавательные игры разной тематики, практической деятельности. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались
разные виды деятельности. Все материалы игротеки снабжены пояснительными записками. Они предназначены для чтения детям и взрослыми. В пояснительных записках даются: описание правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения, вопросы. Игротека не единственный способ включения родителей в педагогическую работу дошкольного учреждения. В каждой группе есть дети, с которыми планируется индивидуальная работа. Лучше её проводить в форме игрового взаимодействия дошкольников с родителями. В этом случае воспитатель организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощряет усилия обеих сторон. Такие игры можно рассматривать как игры – тренинги, где родители учатся игровому общению со своими детьми.
Правила пользования игротекой:
Уважаемые взрослые!
Мы рады видеть Вас в нашей игротеке.
И чтобы наше общение было приятным, просим Вас соблюдать некоторые правила:
- Заполните абонемент посетителя игротеки.
- Выберите интересующие Вас и Вашего малыша игры (но не более 2-3 в одно посещение).
- Обращаться бережно с полученными пособиями, играми и игрушками и учите бережному отношению к ним своего малыша.
- Возвращайте игры и игрушки строго в соответствии с назначенной датой.
- Перед выбором игры посоветуйтесь с воспитателем или специалистом, т.к. существует очередная система в подборе игр.
Мы надеемся, что, играя с Вашим детьми дома, Вы проживёте много счастливых минут!
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Мы хорошо знаем, как занимаются и чем интересуются наши воспитанники в детском саду. А какие они дома? Помогите нам лучше узнать ваших детей, чтобы совершенствовать педагогическую работу с
ними. Поделитесь опытом семейного воспитания. Заранее благодарим за внимание.
1. На основе, каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?
· Слушаете и смотрите передачи по радио и телевизору
· Посещаете лекции для родителей
· На основе рекомендаций педагогов
· Используете жизненный опыт
· Читаете педагогическую литературу
2. Чем обычно Вы занимаетесь с ребёнком в выходные дни?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.Какие семейные традиции есть в вашей семье?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Любимое занятие Вашего ребёнка
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. В какие игры, с кем любит играть Ваш ребёнок?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Какие развивающие игры есть у Вас дома?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Читаете ли ребёнку книги? Какие?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.-----------------------------------------------
8. Есть ли дома возможность смотреть видеофильмы? Если есть, то какие?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Какую помощь (по каким вопросам) Вы бы хотели получить от педагогов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------